Доронина Наталья Евгеньевна-воспитатель высшей квалификационной категории

Конспект занятия "Свойства воздуха"

17 сентября 2013

Конспект открытого занятия в средней группе на тему             «Свойства воздуха»

 

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация»

Задачи по областям:

«Познание»:

познакомить со свойствами воздуха посредством экспериментальной деятельности (невидим, не имеет запаха, может двигаться, занимает место, легкий) и с его значением для всего живого.

обобщить, уточнить ранее полученные знания о свойствах воздуха.

«Коммуникация»: повышать речевую активность, развивать свободное общение со взрослыми и детьми; умение рассказывать об увиденном.

«Социализация»: воспитывать самостоятельность, бережное отношение к окружающей среде, понимание значения воздуха для всего живого.

Предшествующая работа: Наблюдения и игры на прогулке, изготовление вееров

Материал: пластмассовые стаканчики, трубочки, вода, бумага, камешки, апельсин, целлофановые пакетики,шарик.

Ход непосредственно образовательной деятельности:

Загадка.

Я березка качну,

Я тебя подтолкну,

Налечу, засвищу

Даже шапку утащу,

А меня не видать,

Кто я, можешь отгадать? (Ветер)

В:Сегодня, ребята, на занятии мы с вами поговорим о воздухе.

Перед вами лежат листочки бумаги, возьмите их и помашите перед собой. Что вы почувствовали? (Ветерок). Как он возникает? (Это движется воздух). Значит, что же находится вокруг нас? (Воздух).

В группу вбегает Карлсон.

В: Кого же это к нам ветром занесло?

К: Меня – самого красивого и доброго Карлсончика. Я к вам в гости прилетел.

В: Мы сегодня ищем воздух вокруг нас. Если хочешь, садись рядом с детьми, и ты узнаешь много нового и интересного.

К: Я и так все знаю

В: Посмотрим. Давайте продолжим поиски воздуха. Скажите, вы видите воздух вокруг нас? (Нет, не видим) А давайте попробуем воздух «поймать» (раздаю каждому ребенку пакет и предлагаю «поймать» воздух.)

Затем говорю детям: Закройте пакет и посмотрите, что там есть внутри? Это ребята в пакете – воздух. А скажите, мы видим воздух? (нет). Значит, воздух бесцветный и невидимый.

К: Какой такой воздух? Где вы его увидели?

В: Возьми лист бумаги и помаши перед собой. Что ты чувствуешь? (Ветерок дует). Ребята, что это за ветерок? (Это воздух движется). Скажите, а у воздуха есть запах? (Запаха у воздуха нет)

К: А вот и есть! Я всегда чувствую, когда пахнет вареньем и без труда его нахожу.

В: Дети верно сказали: воздух действительно не имеет запаха. А прав ли Карлсон, мы сейчас проверим.

Проведём небольшой опыт: закройте глаза и принюхайтесь.

(Перед детьми проносят тарелочку с разрезанным апельсином) А теперь откройте глаза.

(Дети открывают глаза)

В: Ребята, что вы сейчас почувствовали?

Дети: Запах апельсина.

В: Как вы думаете, это пахнет воздух или апельсин даёт такой аромат.

Дети: Этот запах идёт от апельсина.

В: А как вы поняли, что пахнет апельсином?

Дети: Запах дошёл до нас.

В: Значит, запах передаётся по воздуху. Пока в группе не было апельсина, у воздуха был запах?

Дети: Нет.

В: А как же мы почувствовали запах апельсина?

Дети: Запахи передвигаются по воздуху и мы их чувствуем.

В: А теперь представим, что мы оказались на летней лужайке. Встанем в круг и будем повторять за мной.

Физкультминутка «Ветерок»

Дует ветер с высоты --- руки вверх-вниз

Гнутся травы и цветы --- наклоны вперёд-назад

Вправо-влево, влево–вправо --- наклоны влево-вправо

Клонятся цветы и травы.

Выше, веселей, вот так! --- прыжки

Переходим все на шаг. --- ходьба на месте

Вот и кончилась игра, --- садятся за столы.

Заниматься нам пора!

Предлагаю детям пройти за стол.

В: Возьмите маленькие стаканчики. В них что-нибудь есть? (Ничего нет, они пустые). Переверните стаканчики вверх дном и опустите их в большие стаканы с водой. Вода попадает в маленькие стаканчики? (Нет). Почему? Что мешает воде? Что ее не пускает? (Ответы детей) В маленьком стаканчике находится воздух, который не дает воде занять место.

К: Вот так фокус! Я думал, что стакан пустой, а в нем, оказывается, есть воздух, и даже вода не может попасть в стакан.

В: Бросьте аккуратно камешек в воду. Что произошло? (камешек утонул). Почему он утонул? (потому что он тяжелый). Что тяжелее - вода или камень? (камень тяжелее воды). Почему вы так считаете? (потому что камень утонул в воде). Скажите, а что тяжелее – вода или воздух? (вода тяжелее). Как это проверить? (дети предлагают свои варианты). Давайте попробуем пустой стакан опустить в стакан с водой. Что происходит? (он не тонет). Почему? (потому что воздух легче воды).

В: Ребята, а как вы думаете, есть ли воздух внутри нас? Давайте проверим. Проводим опыт. На столе у каждого ребенка стоит стакан с водой и лежит «коктейльная» трубочка. Предлагаю детям подуть в трубочку, опустив её в стакан с водой. Спрашиваю у детей, что же происходит?

К: Я, я, я знаю! В стакане поднялась сильная буря.

Д:Пузырьки появились.

В: Откуда они взялись? (Мы выдыхаем воздух и он выходит пузырьками). Значит, внутри нас тоже есть воздух. (Да).

Скажите, человек может существовать без воздуха? Почему? (человеку нужно дышать).

К: Подумаешь, воздух. Я легко смогу обойтись без воздуха. Зачем он нужен!

В: Давайте проверим: может быть, Карлсон прав? Наберите побольше воздуха и попробуйте не дышать, хотя бы не долго. (Дети пробуют не дышать). А теперь ты, Карлсон, сделай то же. Мы вместе посчитаем, сколько Карлсон сможет не дышать.

К: (зажимает нос, не дышит) Ой, ой! Лучше я буду дышать. Видимо, без воздуха и правда жить не возможно!

В: Скажите, а кто еще не может жить без воздуха? (люди, животные,птицы, растения).

В: Посмотрите, какой красивый сюрприз я обнаружила в нашей группе сегодня утром. Что это?

Д: Воздушный шарик.

В: А что у него внутри?

Д: Воздух.

В: Ребята, а как вы думаете он легкий или тяжелый?(Легкий, потому что шарик может летать)

Карлсон, а ты сможешь летать, если не будет воздуха?

К: Ну и вопрос! Конечно, не смогу. Мой пропеллер разгоняет воздух, поэтому я и летаю.

В: Давайте вспомним, что мы узнали о воздухе. Воздух бесцветный и прозрачный. Он не имеет своего запаха – только передает чужие запахи. Воздух легче воды. Он нужен для жизни людям, животным и растениям.

К: А мне воздух нужен еще и для того, чтобы летать. Спасибо, ребята, что рассказали мне о воздухе так много интересного. Полечу скорее к Малышу и расскажу ему обо всем! До свидания!

В: До свидания! А мы ребятки, давайте поиграем с воздушным шариком.

 

 

 

 

 

 

 

 

Оставить комментарий: